Иосиф Кобзон

Увеличить
Иосиф Кобзон. Биография.

От первого лица.
«Я родился на Украине, в Донецкой области. Под Артемовском, есть небольшой городок, Часов Яр. В 39-ом году мы переехали во Львов, где мама стала работать судьей».

«Я до деталей помню начало войны, хотя мне тогда не было еще полных четырех лет».

«Когда началась Великая Отечественная, отец на второй день ушел на фронт, а мы с мамой сели в поезд и поехали в неизвестном направлении, просто поехали от границы, куда глаза глядят. Помню, как мать пошла доставать воду на станцию и отстала от поезда. И вот мы остались без мамы – это было самое страшное. А потом она догнала нас через два дня. Оказались мы в Средней Азии, городе Янгеюле в 20-ти километрах от Ташкента».

«Мы все жили в огромной комнате. Бабушка, мама, брат мамы, его жена и ребенок, нас трое, и двенадцать человек – узбекская семья, которая нас приютила. С наступлением сумерек, мы стелили ватно-стеганные подстилки, и укладывались все вместе в этой комнате «штабелями». Когда наступал рассвет, от духоты все пробуждались и разбегались по своим делам. Взрослые шли на работу, а мы - бродить по дворам, играть в матерчатый мяч, стрелять из рогатки».

«Отец нас оставил. В 43-ем году его очень сильно контузило. Он пролежал в госпитале, а потом приехал к нам в Янгеюль, повидал детей, забрал у мамы какие-то скудные накопления и укатил в Москву. Там он женился и остался навсегда».

«Как только по радио сообщили, что освободили Донбас – мою родину, мы тут же поехали на Украину. В первый класс я пошел в городе Краматорске, в 6-ую мужскую школу. Город был разрушен войной – отсутствовало отопление, у нас не было тетрадей, мы писали на обрывках бумаги, на газетах…»


«6-ой и 7-ой классы я закончил уже в Днепропетровске. По окончании 7-го класса, в 14 лет, мне предложили пойти учиться в техникум. Когда встал вопрос, в какой именно, я тогда еще не знал своего призвания, остановились на горном, так как горняки много получают».

«По окончании горного техникума я был призван в ряды Советской Армии. В 1956 году был знаменитый целинный набор, когда в стране был очень богатый урожай. И вот нас, призывников, прямо без принятия воинской присяги, сначала направили на уборку целинного урожая, а уже потом на прохождение службы.»

«У меня была серьезная причина не идти в армию. Когда мы возвращались из эвакуации, в так называемом «телятнике», — это такой вагон для транспортировки скота, я получил заражение правого глаза и практически ослеп на него. Его зрение, на тот момент, составляло 0,3. Поэтому я, конечно же, мог заявить приемной комиссии, что не вижу, но решил обмануть ее, и показал зрение на левый глаз, как зрение на оба глаза. Когда просили прочитать буквы на специальном плакате левым глазом, закрыв, правый, я прочел – А, б, в…. Когда же сказали прочитать то же правым, я просто другой рукой прикрыл тот же правый глаз и прочитал все опять же левым. Вот так я попал в армию. Просто мне очень хотелось служить».

«Служил я в Закавказском военном округе, сначала в Школе сержантского состава, а в 57-ом году по всей стране проходили смотры, отборы для всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. И вот на одном из смотров я получил очень лестное предложение от художественного руководителя Ансамбля песни и пляски Закавказского военного округа Мордасова продолжать службу уже в Ансамбле, чему я был очень рад и сразу же согласился.»

«Занимаясь в коллективе с профессиональными педагогами, я подумал о том, чтобы в будущем поступать уже в музыкальное учебное заведение».

Это вызвало бурю в семье. На меня ополчились все, кроме мамы».

«В Москве я поступил в три заведения: в Гнесинский, в Мерзляковское училище при консерватории и во ВГИТИС. Но педагоги принимавшие меня в Гнесинском, так ко мне душевно отнеслись, что я решил учиться здесь».

«Как-то раз, где-то 1959 году, мы получили пропуска на концерт А. Островского, и я подошел к нему после выступления и сказал Аркадию Ильичу, что учусь в институте им. Гнесиных, и попросил дать мне какие-нибудь песни или может быть вместе выступить….Он, выслушав меня, сказал, так слегка небрежно: «Позвоните мне как-нибудь через недельку», и дал свой телефон. Я стал звонить. Трубку все время брала его жена, сам же Островский никак не подходил к телефону, говорил: «Попозже» и «Я занят» и т.п. Но, в конце концов, он пригласил меня к себе, чтобы прослушать. Я пришел и исполнил несколько его песен. Он послушал, и сказал: «А у тебя, случайно, нет тенора на курсе, а то у меня солистов пруд пруди, а нужен дуэт». Я ответил, что есть. Пригласил Виктора Кохно, и Островский нам дал два-три дуэта».

«Аркадий Ильич нас (Кобзона и Кохно) познакомил с Фрадкиным, Долухоняном, и Френкелем. Мы считались как бы придворными исполнителями Островского, и дальше он нас любезно раздавал».


Иосиф Кобзон известен своей неутомимой работоспособностью и необыкновенным мужеством. Вся его жизнь это череда исключительных фактов.

Иосиф Кобзон провел самое рекордное количество концертов в день — 12.

Самый длинный по времени концерт (прощальный) И. Кобзона, начался в 19 часов вечера и кончился в 7 часов 40 минут утра.

Он совершает свыше 40 полетов в месяц.

Записал порядка 3000 песен.

9 раз выступал с концертами в Афганистане во время военных действий.

Первым сформировал актерскую бригаду, неоднократно выезжавшую во все "горячие" точки планеты.

Первым пошел на переговоры с террористами в Норд-Ост.

Первым выступил в Чечне после войны.

Участвовал в детской Олимпиаде перед Сталиным.

Неоднократно проехал с концертами всю территорию бывшего СССР и России.

В Донецке И. Кобзону при жизни поставлен памятник, в Часов Яре на родине в его честь названа улица и открыт музей.

За время сценической жизни побывал с гастролями более чем в 100 странах мира.

Иосиф Кобзон занесен в "Книгу рекордов России" — певец признан самым титулованным артистом страны.


Творчество.

Творческая жизнь Иосифа Кобзона началась рано: в 10 лет он одержал первую победу на республиканской олимпиаде и заслужил первую награду — поездку в Москву на ВДНХ СССР.

В Днепропетровске у И. Кобзона были хорошие учителя пения, прежде всего преподаватель 3-й детской музыкальной школы Леонид Иосифович Терещенко — прекрасный музыкант, педагог, он стал для молодого певца другом, наставником, помог подготовить обширный репертуар.

На службе в армии, в Ансамбле песни и пляски Закавказского военного округа, певец впервые задумался о профессиональной сцене. В 1958 году Иосиф Кобзон поступил на вокальный факультет Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. На вступительных экзаменах Иосиф Кобзон исполнил каватину Алеко С. Рахманинова, пел романсы А. Бородина, украинские песни. В Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных Иосиф Кобзон учился у Любови Владимировны Котельниковой и Георгия Борисовича Орнатлихова.

С 1958 года, учась в институте, Иосиф Кобзон работал в Цирке на Цветном бульваре в программе Марка Местечкина «Куба — любовь моя», где исполнял одноименную песню А. Пахмутовой. В 1959 году он начал выступать на эстраде в дуэте с однокурсником Виктором Кохно.

Встреча с композитором Аркадием Островским определила будущее певца. Песни в его исполнении «Мальчишки, мальчишки», «Ты слышишь, Куба», «Возможно», «Песня остается с человеком» сразу же полюбили.

В 1961 году Иосиф Кобзон впервые выехал в творческую командировку в Венгрию с Э. Колмановским и К. Ваншенкиным, а в 1962 году начал самостоятельные сольные выступления. Его песни быстро становились шлягерами: «Бирюсинка» Э. Колмановского и песни цикла «А у нас во дворе» А. Островского. В том же году вышла первая пластинка песен А. Островского и А. Пахмутовой в исполнении Иосифа Кобзона.

С 1960-х годов Иосиф Кобзон стал постоянным участником новогодних огоньков. Вскоре началась его сольная гастрольная жизнь — организатором гастролей стал знаменитый, единственный в Советском Союзе импресарио Павел Леонидович Леонидов.

Кроме А. Островского, А. Пахмутовой, Э. Колмановского для Иосифа Клобзона писали песни композиторы В. Мурадели, А. Долуханян, А. Новиков, А. Бабаджанян, М. Фрадкин, М. Блантер, С. Туликов, Э. Френкель, О. Фельцман, Д. Тухманов, М. Таривердиев. Созданные ими и поэтами Л. Ошаниным, Е. Евтушенко, М. Матусовским, Е. Долматовским, Р. Гамзатовым, Р. Рождественским, Н. Добронравовым, А. Вознесенским песни занимают весомое место в творчестве И.Д. Кобзона.

В 1964 году Иосиф Кобзон стал лауреатом всероссийского конкурса артистов эстрады и лауреатом Международного конкурса в Сопоте (Польша), тогда же ему присвоено звание «Заслуженный артист Чечено-Ингушской АССР». В 1965 году артист принял участие в международном конкурсе «Дружба», который проходил в шести социалистических странах и завоевал первые места в Варшаве, Берлине и Будапеште.

В 1966 году Иосиф Кобзон становится лауреатом Всесоюзного конкурса исполнителей советской песни, в 1968 году — лауреатом международного конкурса «Золотой Орфей». Он — лауреат Международных конкурсов эстрадной песни в Польше и Германии (1967), Международного конкурса эстрадной песни в Венгрии (1966), Болгарии (1968), участник многих всемирных фестивалей молодежи и студентов.

В 1973 году Иосиф Кобзон награжден премией Ленинского комсомола, ему присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР», в 1974-м — звание Народный артист Дагестанской АССР, в 1984-м году — звание «Народный артист РСФСР» и присуждена Государственная премия СССР. В том же году Иосиф Давыдович создал эстрадный факультет в Государственном музыкально-педагогическом институте (ныне — Российская академия музыки имени Гнесиных), с 1993 года он является профессором академии. Среди учеников Иосифа Давыдовича — Ирина Отиева, Валентина Легкоступова, Марина Хлебникова, Валерия. В 1996 году И.Д. Кобзон избран академиком Российской академии гуманитарных наук. В эти годы артист удостоен званий «Народный артист СССР» (1987),«Народный артист Украины» (1991), «Заслуженный артист Адыгеи» (1992).

Сегодня репертуар И.Д. Кобзона насчитывает более 1500 песен, среди которых произведения самых разных жанров, составивших песенную летопись века. Вот лишь несколько откликов современников о творчестве певца.

Композитор Оскар Фельцман: «Талант Кобзона вбирает в себя многое — это предельное вокальное мастерство, искренняя душевность, беспредельное проникновение в авторский замысел и, наряду с этими качествами, поразительная сердечность общения со слушателями. Ему подвластно все: и героическая баллада, и тонкое лирическое высказывание, и маршеобразный призыв, и задушевность тихого вальса».

Композитор Александра Пахмутова: «Для Кобзона песня — святое существо. Он с таким уважением относится к материалу, даже если это простенькая песенка».

Поэт Константин Ваншенкин: «Замечательное качество И.Д. Кобзона: включать в свои программы не только песни, записанные им первым, а те, которые он считает лучшими. Он никогда не боялся исполнителей-конкурентов, всегда в этом смысле открыт... Поражает его способность выступать буквально часами: после громадного сольного концерта петь еще целое отделение на другом вечере».
  Песни
  • Вечерняя застольная
  • За туманом
  • Малиновый звон
  • Платье