Алла Баянова. Биография.
Алла Николаевна Баянова родилась 18 мая 1914 года в Кишиневе (Бесарабия) в артистической семье. Отец певицы, оперный бас, вернувшись с войны после двух ранений в 1918 году, когда Бесарабия отошла к Румынии, перевез семью в Париж. Уже в 9 лет маленькая Алла ассистирует отцу в его номере, а в 13 лет сама поет в баре «Казанова», где ее замечает А.Н.Вертинский. Баянова настолько нравится «русскому шансонье», что тот приглашает ее петь в своей программе в роскошном ресторане «Эрмитаж». Приходит первая известность.
Но семья переезжает в Белград, где 15-летняя Баянова работает в самых престижных ресторанах, гастролирует в Германии.
И опять — сначала в Афины, через 2 года — в Бейрут, потом в Палестину, Александрию, Каир.
В Бейруте Алла Баянова знакомится с Петром и Зинаидой Лещенко и, несмотря на выгодный контракт, предложенный ей в Ницце, перебирается в Бухарест. Здесь Петр Лещенко помогает 17-летней певице устроиться в «Павильон-Рюсс», где оркестром руководит муж Аллы Николаевны. Его прекрасные лирические танго напеты Баяновой в середине 30-х годов на пластинки «Columbia» и «His Master's Voice».
К концу 30-х Алла Баянова расстается с мужем и самостоятельно записывается на польской «Syrena-Electro». В марте 1941 года ее арестовывают румынские спецслужбы за «исполнение русских песен». Из лагеря Баянова выходит только в мае 1942 года и до конца войны находится под надзором. Но и с приходом новой власти, из-за фамилии второго мужа, помещика, артистка не может свободно выступать. Лишь в начале 50-х она устраивается в бар «Можарден», где поет вторая жена Петра Лещенко, Вера Белоусова (сам певец к тому времени был уже арестован). В 60-70х годах Алла Баянова записывает 8 лонгплеев, но режим Чаушеску к политцензуре в стране вводит еще и националистическую. Опять трудно найти работу, и Баянова задумывается о переезде в СССР. А после посещения друзей в Москве и Ленинграде для нее это становится целью. И вот в 1988 году Алла Николаевна наконец навсегда обретает Родину, своего слушателя и заслуженное признание.
Ее репертуар разнообразен и богат, основной особенностью этого разнообразия и богатства служит изысканный вкус. Каждую мелодию она превращает в произведение искусства...
Алла Баянова рассказывает:
«Родилась я в Кишиневе. В 1918 году Бессарабия со своим населением, среди которого были и мы, отошла к Румынии. Этим объясняется то, что моя жизнь протекла не в России.
Отец был оперным певцом. Он учился в Риме у знаменитого Котони. Закончив музыкальное образование, вернулся на родину: выступает на оперной сцене Одессы, Киева, Кишинева. У него был великолепный баритональный бас. Приблизительно в 1921-22 годах отец уехал в Италию, а оттуда в Париж. Там расстался с оперным творчеством и перешел на эстрадный жанр. Его услышал Никита Балиев и пригласил работать в свой театр «Летучая мышь»; у Балиева отец работал несколько лет. Театр этот гастролировал в Париже, Берлине и Лондоне. Я в это время училась в Париже во французской школе.
Когда я подросла, отцу надоело разъезжать и он ушел от Балиева, подписав контракт с владельцем шикарного кавказского ресторана-бара «Казбек», который как раз открывался. Зал его был очень красив... Вдоль стен, покрытых восточными тканями, были красивые полки, на которых переливалась посуда из старинного серебра. Вся прислуга была одета в старинную черкесскую одежду.
Музыкальная программа в «Казбеке» включала самых известных певцов и танцоров того времени. Отец мой был богатырского телосложения и великолепно гримировался. В своем номере он выступал в роли Кудеяра — слепым старцем в рубище. Еще ему нужен был поводырь. Пока ему искали мальчонку, я была у него и была в восторге от этого. Так как этого Кудеяра приходилось мне видеть бесчисленное множество раз на сцене еще у Балиева, то я сразу вошла в роль. Папа в одной руке держал посох, которым постукивал по блестящему полу, а другая его громадная лапа лежала на моем худеньком плече. Контраст был потрясающий: седой, как лунь слепой богатырь и худенький бледный заморыш, ведущий слепца и позвякивающий медяками в тарелочке.
При мертвой тишине мы прошли весь зал к оркестру. Там я помогла старику сесть на пень и, умостившись у его ног, стала слушать. Отец весь перевоплотился в кающегося разбойника и душегуба, когда он, широко раскинув руки, передавал миру свое желание «богу и людям служить».
Его голова поникла на руки... В оркестре начался перезвон... Отец должен был перейти на «Вечерний звон»... Что меня дернуло, я не знаю, но, опередив его, я вдруг тихонько запела: «Вечерний звон, вечерний звон...»
Папа тут же подхватил и стал также тихонько мне вторить. С моей помощью он с трудом, по-стариковски встал, и мы, продолжая петь, направились к выходу.
Что тут началось! Боже мой, что это было: все ринулись к нам, утирая глаза, тискали меня и целовали, мужчины пожимали руки отца и обнимали его. Владелец «Казбека» заявил, что никакого другого поводыря он не хочет, а только меня, что он будет платить за наше выступление, сколько скажет папа, и что вообще я — «чудо-дитя» и что-то невиданное. Так началась моя артистическая деятельность.
Мама боролась, возмущалась, не хотела пускать меня петь, но заманчивые предложения делали свое дело.
Однажды пришел послушать меня Вертинский. Он окрестил меня Аделаидой, сравнивая с «Хор-птицей» и в течение нескольких дней переманил меня в Большой московский Эрмитаж, где он выступал. В вечер моего дебюта преподнес мне большой букет длинных пунцовых роз. Мы с ним очень подружились и для меня одной он пел песенку, сочиненную им о своей собаке Люсе. Часто Вертинский приглашал меня потанцевать на пятичасовом чае в том же Эрмитаже. Он ждал меня с мамой за столиком, за которым на одном стуле сидел сам, а на другом — Люся, белый бульдог с черным моноклем.
Мы вскоре покинули Париж и уехали в Белград, куда нас с папой приглашали выступать. Оттуда в Грецию, Сирию, Ливан, Палестину. Потом решили вернуться в Румынию. Папа туда выехал сначала один, так как я подписала контракт в Каире, где выступала в течение нескольких месяцев. Мама меня от себя никуда не отпускала и всюду была со мной. Приехали мы с ней в Бухарест в 1934 году.
По приезде я познакомилась с Петром Лещенко. Он в то время танцевал со своими сестрами в баре, где выступала и я. Он тогда еще не пел. Когда я вернулась из гастролей по Бессарабии (куда уехала вместе с отцом), то Лещенко уже начал петь, а потом открыл свой ночной ресторан, который стал пользоваться огромной популярностью. Лещенко предложил мне у него работать, и я долгое время у него выступала...
В 1940 году папа был уже болен и перестал петь, а я в это время выступала в румынском театре «Альгамера», пела русские песни. В одно утро к нам домой пришли грубые угрюмые люди... перерыли весь дом и забрали меня. Отец чуть не умер тогда. Вечером под конвоем меня отправили далеко от Бухареста как сторонницу и агитатора Советского Союза. Там промучили целый год.
Объявление войны застало меня еще в лагере. В годы войны я не выступала, жили как могли. Вышла замуж за румына. После окончания войны не имела и дня отдыха: мои песни оказались так необходимы всем; я перевела многие песни советских композиторов на румынский язык и публика, понимая слова, слушала затаив дыхание русскую песню, которую я старалась донести до них как святыню. Просили петь еще, еще. Во время моих гастролей русская и советская песня, славившая Россию, лилась по радио и по телевидению, по всей румынской земле: таких гастролей было очень много.
Вот и вся моя жизнь.
В Советский Союз, куда я всегда стремилась, я попала очень поздно и, к сожалению, всего лишь на три недели, совершив в 1976 году в составе румынского эстрадного ансамбля гастрольную поездку по городам Украины. Впечатления от этой поездки останутся для меня незабываемыми на всю жизнь...»
После первого посещения Советского Союза Алла Баянова приезжала еще несколько раз. В 1984 году певица отдыхала в нашей стране, находясь в Москве, в Риге и в Ленинграде. В Ригу она приехала на юбилей хорошо знакомого ей с давних пор Константина Тарасовича Сокольского. На юбилее она исполнила несколько песен, аккомпанируя себе на рояле. Здесь же Баянова познакомилась с сыном Оскара Строка — ведь с самим Оскаром она была знакома еще в тридцатые годы в Бухаресте...
В этот день восьмидесятилетия Константина Тарасовича познакомился и я с певицей из Румынии. Потом — встреча в Ленинградском Доме дружбы народов, где Баянова исполнила прекрасные песни под аккомпанемент цыганских гитаристов. Помимо песен нам удалось услышать много интересного из ее рассказов.
В 1986 году Баянова снова в Москве. На этот раз она напела там две пластинки... Позже Баянова переехала в Россию и поселилась в Москве, продолжая выступать, — многие завидовали ее сочному, чистому голосу...
Алла Николаевна Баянова ушла из жизни на 98-м году 30-го августа 2011 года. Легендарная певица оставила нам более пятисот песен и романсов, среди которых такие как «Я тоскую по родине», «Журавли», «Очи черные», «Изумруд», «О Волге грежу я». В 1999 году ей было присвоено звание Народной артистки России.
Похоронена на Новодевичьем кладбище. Решение о погребении Аллы Николаевны на Новодевичьем кладбище было принято правительством Москвы во главе с мэром столицы Сергеем Собяниным. Таким образом были отмечены выдающиеся заслуги певицы по сохранению русского романса в годы эмиграции за рубежом и последующую деятельность в России.