Состав группы ДДТ.
Юрий ШЕВЧУК — автор текстов и мелодий, вокал, гитара, аранжировки.
Поэт, композитор, певец, художник, лидер группы «ДДТ».
Родился 16 мая 1957 г. в поселке Ягодный Магаданской области. В 1964 году семья переезжает в город Нальчик. Юрий учится в школе, увлеченно начинает рисовать, берет частные уроки музыки.
В 1970 году переезжает с семьей в столицу Башкирии город Уфу. Окончив школу в 1975 году, поступает на художественно-графический факультет Уфимского педагогического института. В 1980 году организовал группу «ДДТ».
На протяжении последних лет проводит свои поездки в места боевых действий: посещает Чечню, Таджикистан (1996), Косово (1999, 2000) и Афганистан (2002). Помимо этого, группа «ДДТ» активно участвует в благотворительных акциях и концертах.
Юрий Шевчук сыграл главную роль в художественном фильме С. Сельянова «Духов день» (1992) и в фильме И. Мозжухина «Вовочка» и нескольких документальных.
Юрий Шевчук записал песни к фильмам «Азазель», «Вовочка», «Господа офицеры» и «Ледниковый период».
Участвовал как ведущий в телесериале «Земное и небесное», посвященном истории русской православной церкви.
Юрий Шевчук награжден боевыми орденами и медалями, в т.ч. медалью МЧС России («Участнику чрезвычайных гуманитарных операций») и Знаком Отличия МВД «Серебряный Крест».
Константин «Кот» ШУМАЙЛОВ — синтезаторы, сэмплеры, мизмар, clavinova, программирование, бэк-вокал.
Свой первый День Рождения отпраздновал 20 сентября 1967 г в Одессе.
Известен по одесской, а впоследствии одесско-питерской команде «Кошкин Дом», лидер которой Максим Ланде до недавнего времени был директором «ДДТ». Из «Дома» Константин ушел в 1992 г., до распада команды, и вместе с Михаилом Борзыкиным («Телевизор») выпустил альбомы «Дым-Туман», «Живой» и «Двое». Принимал участие в записи альбомов «Армянская кислота» — группы «Улицы», «На краю» — группы «БекХан», «Целлулоид» и «Сто пятьдесят миллиардов шагов» — группы «Tequilajazzz», «Не было бы» — группы «Разные Люди», «Булавка для бабочки» — Вадима Курылева.
С ДДТ играет с 1996 года, причем, по словам Ю. Шевчука, является одним из отцов программы «Мир Номер Ноль», ибо именно с К. Шумайловым лидер ДДТ, еще будучи в деревне, в 1997 году, записал первую версию альбома, так называемый «Деревенский альбом».
Является также одним из инициаторов нового, индустриального звучания ДДТ. Автор ремиксов на песни ДДТ.
Личная страница: cybershum.narod.ru
Алексей ФЕДИЧЕВ — гитара, бэк-вокал.
Родился 15 ноября 1978 г. в Самаре. Желая играть в более серьезных группах, чем те, что мог найти в своем городе, переехал в 1999 году в Санкт-Петербург. В настоящее время заканчивает эстрадное отделение Питерского Государственного Института Культуры по классу гитары.
Играл с Михаилом Башаковым, с которым в качестве аранжировщика записал альбом «Формула весны», участвовал в питерских коллективах «Soul Food», «Biologic», «Groov’n’High», а также в совместном акустическом проекте с Анатолием Багрицким.
Впервые выступил с ДДТ в программе «Акустика» 17 апреля 2003 года во МХАТе, а затем и 18 апреля в Горбушке.
Участвовал в записи альбомов «Единочество. Часть 2.» и «Пропавший без вести».
Игорь «Доца» ДОЦЕНКО — ударные.
Родился в городке Изяслав на Украине 16 июля 1953 года, однако, в возрасте двух лет оказался на родине отечественной космонавтики, в Калуге, откуда и начал свой путь к славе.
Помимо средней школы не учился нигде и ничему, тем не менее, самостоятельно освоил игру на барабанах и с пятнадцати лет работает на профессиональной сцене.
Выступал и записывался со многими популярными поп-исполнителями 70-х. В 1982 году, работая в составе ВИА «Синяя Птица», переехал в Ленинград, где и живет по сей день.
В 1986 спродюссировал альбом питерской группы «Нокаут», а той же осенью был приглашен в состав ДДТ. Также играл на альбомах Юрия Морозова, Александра Ляпина, Вадима Курылева.
Среди увлечений на данный момент наиболее ярко проявляются Интернет, музыка на LD и DVD.
Личная страница в интернете: dotsai.narod.ru
Павел БОРИСОВ — бас-гитара, контрабас.
Джазовый басист, для большинства почитателей ДДТ личность неизвестная, ибо информации о нем крайне мало.
День рождения справляет 20 Марта. Очень опытный музыкант, игравший в свое время в таких группах как Орнамент, Земляне, также «засветившийся» в коллективах Л. Долиной и М. Боярского. Кроме того, имеет большой опыт работы за границей — 7 лет провел «за бугром», играя джаз.
«Он очень удачно влился в коллектив, это успешное, очень своевременное для группы приобретение. Паша — очень тонкий, очень опытный музыкант, на сцене от него веет спокойствием. Ему сорок лет, а выглядит он на двадцать пять, по утрам бегает, купается» — Ю. Шевчук.
Михаил «Дядя Миша» ЧЕРНОВ — саксофоны, флейта.
ДДТшник с самым большим жизненным опытом. Родился 26 января 1941 г.
Практически культовый джазовый саксофонист. Играл mainstream со всеми местными джазменами, в разное время сотрудничал с АКВАРИУМОМ, АЛИСОЙ, многие годы был неотъемлемым элементом всех программ ПОПУЛЯРНОЙ МЕХАНИКИ Сергея Курехина. С ДДТ работает, начиная с записи альбома «Я получил эту роль» (1988). С тех же самых пор является одним из наиболее любимых членов группы.
Автор симфонических обработок песен ДДТ, представленных пока только в Саратове на оперной сцене. В свободное от ДДТ время играет в группе Ильдара Казаханова «Старый Карфаген».
Творческая хронология:
Музыкой заниматься начал в 1958 г, играя на гитаре, потом освоил саксофон.
1962—67 — Военный музыкант (кларнет, саксофон)
1958—70 — Джаз Оркестр Одесской филармонии (кларнет, саксофон, флейта)
1971—76 — Ансамбль Давида Голощёкина (саксофон, флейта)
1977—79 — Оркестр И. Вайнштейна
1979—81 — Оркестр О. Лундстрема
1982—84 — Руководитель Биг-Бэнда ДК «Ленсовета»
1985—88 — Руководитель ансамбля в ресторане «Нарва»
С 1983 года занимается педагогической практикой (кларнет, саксофон, флейта)
Иван ВАСИЛЬЕВ — труба, тромбон.
Родился 22 августа 1974 г. Известен в Питере, играл в разных хороших группах.
Впервые выступил с ДДТ в благотворительном концерте «Дом на горе» 24.11.99 в ДК им. Ленсовета в Питере, а затем и 01.12.99 в концерте «Вспомним их сегодня всех до одного…» памяти погибших в Чечне и Таджикистане, проходившем в Московском Дворце Молодежи.
Впервые записывался с группой на альбоме «Метель августа» (песня «Питер»).
Игорь ТИХОМИРОВ — звукорежиссер.
Родился 17.04.61 в Ленинграде.
После окончания школы учился во ВТУЗе, однако, получения диплома решил не дожидаться. В 1981 организовал группу, позднее получившей имя «Джунгли» (1981—1990). Параллельно играл на бас-гитаре и записывался с группами «Кино», «Алиса», «Охота романтических их», «Популярная механика», принимал участие в фильме «АССА».
С ДДТ играл на басе в программе «От & До», а также на записях альбомов «Актриса Весна» (безладовый бас) и «Любовь».
Сейчас занимается звуковым решением программ и концертов «ДДТ». Также является организатором, вдохновителем и вообще «папой» питерского клуба «Полигон».
Увлечения: звуки и компьютеры.
Александр БРОВКО — режиссер, директор фонда поддержки творческих инициатив «ДДТ».
Играет на гитарах, гармошках и мандолинах.
В «ДДТ» играл на студийных записях, а на концертах заменял вышедших из строя музыкантов. Немного участвовал в аранжировках.
Поиграть успел с «Белыми Стрелами», «Мифами», «Опасными Соседями», «Чайфом» и с Ю. Морозовым. С ДДТ сотрудничает с 1987 года.
Владимир ДВОРНИК — художник-концептуалист, дизайнер.
Бессменный художник группы. Именно им был придуман логотип и неповторимый визуальный стиль ДДТ. Еще 20 лет назад он поражал воображение музыкальных критиков и любителей группы новаторскими идеями оформления плакатов и обложек альбомов, да и сейчас не устает радовать нестандартными графическими решениями.
Участвовал в постановке рок-балета «Я получил эту роль» в 2000 году (свет).
Юрий «Борисыч» ФЕДОРОВ — директор студии ДДТ.
Родился в посёлке Дружная Горка Гатчинского района Ленинградской области 22 января 1949 года. Работал в группе «Россияне».
В группе ДДТ с 1988 года.
Может отремонтировать всё — начиная от электрического чайника до самого сложного современного компьютера.
Владимир КУЗНЕЦОВ — обладатель раритетов.
Звукооператор-филантроп, записавший «за так» чуть ли не все молодые группы конца 80-х. Отреставрировал альбомы раннего периода группы ДДТ.
Александр ТИМОШЕНКО — директор группы.
В 60-е годы играл на фортепиано в группе «Аргонавты», а в конце 70-х Александр Тимошенко создал группу «Орнамент». Тимошенко был автором первого хита «Аргонавтов»- «Салоспилс», содержавшем следующий текст: «На гранитную плиту свою конфету». В 1979 году «Орнамент» имел отношение к организации прообраза будущего рок-клуба — «Городскому экспериментальному клубу любителей современной молодежной музыки». В 1981 году группа вступила в рок-клуб. В 1984 году — играла на 2 рок-фестивале, но наград не получила. «Орнамент» играл арт-рок, используя тексты Гумилева, Тарковского и других поэтов, а не собственные сочинения. С середины 80-х распалась, а Тимошенко занялся административной деятельностью (в разные годы работал с «Алисой», «Наутилусом Помпилиусом»). Сейчас является директором группы ДДТ.
Татьяна КОЧЕРГИНА и Ольга ЧЕРНИКОВА — ансамбль «Радуйся», вокал.
Кочергина Татьяна
Родилась 25 сентября 1967 в г. Калининград. Окончила теоретическое отделение Калининградского областного музыкального училища и институт культуры им. Крупской. Пела в различных фольклорных ансамблях .
Черникова Ольга
Родилась 23 мая 1958 в г. Ленинграде. Окончила Лесотехническую Академию и институт культуры им. Крупской. Преподаватель областного колледжа культуры. Долгое время руководила фольклорным ансамблем.
Дуэт «Радуйся» был создан в 2000 году. В том же году был записан альбом народных песен. В конце 2002 принимали участие в записи альбома Захара Мая «Чёрные вертолёты».
В марте 2003 года приняли предложение к сотрудничеству от группы ДДТ.
Участвовали в записи альбомов «Единочество. Часть 2» и «Пропавший без вести».
История группы ДДТ.
В биографии ДДТ, одной из наиболее своеобразных и значительных групп в истории отечественного рока, как в зеркале, отразились социальные сдвиги и потрясения нашего времени, а художественная эволюция её бессменного лидера, поэта, музыканта, певца, автора песен и художника Юрия Шевчука — от чуть наивного романтизма и частушечной сатиры его ранних записей к глубоким и поэтически зрелым работам 90-х — позволяет говорить о нём как об одной из самых ярких фигур в музыкально-поэтической культуре России; можно даже сказать, что музыка ДДТ стала своего рода звуковой дорожкой к новейшей истории нашей страны.
Фактически, биография ДДТ распадается на два этапа, связанных между собой только личностью самого Шевчука. Он родился 16 мая 1957 в посёлке Ягодное Магаданской области, откуда вместе с родителями переехал в Нальчик, а ещё позже в столицу Башкирии Уфу; музыкой, подобно большинству подростков тех лет, начал интересоваться ещё в детстве: учился играть на баяне, затем самостоятельно освоил гитару, а в девятом классе организовал свою первую группу ВЕКТОР. Поначалу, однако, рок-н-ролл отступил перед увлечением живописью и, окончив школу, Шевчук поступил на Художественно-графическое отделение местного Пединститута, после которого преподавал рисование в сельских школах.
Ещё до ДДТ Шевчук заработал приз на конкурсе авторской песни, без особых успехов играл в группах ВОЛЬНЫЙ ВЕТЕР (лидером которого был герой местной сцены, гитарист и певец Нияз Абдюшев) и КАЛЕЙДОСКОП, а в конце 1979, по рекомендации некого общего знакомого, был приглашён в безымянную группу, которая репетировала в местном ДК «Авангард». Эта встреча стала для его судьбы решающей: поэтический мир Шевчука и музыкальный лексикон группы вступили в химическую реакцию, результатом которой и стало рождение ДДТ. Костяк уфимской версии ДДТ составили Юрий Шевчук, гитара, вокал, Рустем Асанбаев (p.22.09.54 в Уфе), соло-гитара, Геннадий Родин, бас и Владимир Сигачёв, клавишные, вокал. За барабанами сменялись последовательно Ринат Шамсутдинов, Борис Пастернаков и Рустем Каримов.
В 1980 группа записала семь песен, которые сделали её имя популярным в среде местных меломанов, а на годом позже дебютировала в клубе Нефтяного Института, произведя настоящую сенсацию: уже тогда стало ясно, что ДДТ обладают колоссальным творческим потенциалом и вполне зрелым репертуаром, опиравшимся на песни Шевчука и Сигачёва.
Материал этого периода лёг в основу настоящего дебютного альбома группы «Свинья на радуге», полулегально записанного на местном телецентре летом 1982. Стилистически ДДТ начала 80-х балансировали между популярными в те годы хард-роком («Чёрное Солнце», «Инопланетянин»), рок-балладами («Не стреляй»), ритм-энд-блюзом и рок-н-роллом, хотя почти сразу в репертуаре группы начали проявляться фольклорные интонации (особенно заметные в фельетонно-частушечных номерах вроде самоироничной «Я завтра брошу пить», романсовой «Осень. Мёртвые дожди» или заглавной «Свиньи на радуге»).
Той же весной ДДТ, откликнувшись на приглашение «Комсомольской Правды», отослали свою запись на конкурс «Золотой камертон» и неожиданно для себя стали его лауреатами, а Шевчук даже выступил в финале конкурса в Москве, однако, продолжения не последовало: идти в ВИА и петь опусы советских композиторов ДДТ не собирались, а ничего другого устроители «Камертона» предложить им не могли.
Между тем, на «Камертоне» ДДТ познакомились с ещё одними конкурсантами, череповецкой группой РОК-СЕНТЯБРЬ, которая располагала уникальным по тем временам арсеналом технических средств и предложила уфимцам записаться вместе. В начале 1983 Шевчук и Сигачёв налегке отправились в Череповец, где с сожалением обнаружили, что в планы лидера РОК-СЕНТЯБРЯ, гитариста Вячеслава Кобрина, входило создание идеологически проходимых песенок в духе официозных ЗЕМЛЯН — с целью дальнейшего трудоустройства в одну из провинциальных филармоний. Как следствие, после двухмесячных конфликтов, Шевчук и Сигачёв с помощью трёх музыкантов СЕНТЯБРЯ (Кобрин, гитара, Андрей Масленников, бас, Евгений Белозеров, барабаны) и их звукорежиссёра Юрия Сорокина, всё-таки, записали альбом, который впоследствии получил символичное название «Компромисс» (1983), после чего вернулись в Уфу. Альбом мгновенно разлетелся по стране, впервые поставив имя ДДТ на один уровень со звёздами питерского рок-клуба. Он включал популярные и сегодня песни «Монолог в Сайгоне», «Башкирский мёд», «Привет М…», новую версию уже известной «Не стреляй» и т. д.
В мае 1983 ДДТ вторично посетили Москву и успешно выступили в программе официально санкционированного фестиваля «Рок за мир» на арене стадиона «Лужники», однако, бдительные цензоры вырезали из посвященной событию телепрограммы все кадры с нестриженным и напоминавшим голосом Высоцкого певцом.
Год спустя, в мае 1984, в Уфе увидел свет третий альбом ДДТ «Периферия», в записи которого участвовали Шевчук, Родин, Рустем Ризванов, гитара, Владислав Синчилло, клавишные и Сергей Рудой, барабаны. Альбом рисовал правдивую, а поэтому на особо привлекательную картину жизни в глубинке («Мы из Уфы», «Периферия», «Частушки»), чем вызвал острое неудовольствие у местного партаппарата. Вслед за этим участники ДДТ и, прежде всего, сам Шевчук, подверглись жёсткому давлению со стороны местной администрации и КГБ, а доброхоты из местной газеты заклеймили его как «агента Ватикана»! (Поводом к чему послужила строка «Вперёд, Христос, мы за тобой» из песни «Наполним небо добротой».) ДДТ фактически распались, а Шевчук и художник группы Владимир Дворник на время уехали в Свердловск, где вместе с музыкантами УРФИНА ДЖЮСА играли на танцах под вывеской ГЛОБУС.
С 1984 лишённый возможности вернуться домой Шевчук непрерывно колесил по стране, играя, главным образом, по квартирам друзей, а в следующем марте вместе с ещё никому не известным Александром Башлачёвым впервые выступил на полулегальном концерте в Ленинграде — чудом сохранившаяся запись этого концерта в 1995 была опубликована фирмой Manchester Files под названием «Кочегарка».
В этот период Шевчук регулярно бывал в Москве, где давал акустические квартирные концерты — соло или дуэтом, в котором ему часто аккомпанировал скрипач, гитарист и певец Сергей Рыженко (p.9.09.57 в Севастополе) из группы ПОСЛЕДНИЙ ШАНС. Одно из таких выступлений оказалось записано и расходилось по стране как альбом «Москва. Жара» (1985). Те же двое, плюс вернувшийся в ряды ДДТ Сигачёв (который успел поиграть хард-рок в группе КРУИЗ), знаменитый фри-джазовый саксофонист Сергей Летов (АКВАРИУМ, ДК, ЦЕНТР, ПОП-МЕХАНИКА, ТРИ О и проч.), а также уфимские музыканты Нияз Абдюшев (p.24.11.54 в Уфе), бас и Сергей Рудой, барабаны — в ноябре 1985 при посредничестве московского рок-журналиста Ильи Смирнова записали в столице альбом «Время». Он знаменовал собой новый этап в художественной эволюции ДДТ: на фоне гипнотически-моторного нововолнового ритма звучали квазиклассические клавишные, почти джазовые риффы саксофона и непривычно экономичная гитара — единственным узнаваемым фактором остался разве что сам голос Шевчука. Тексты песен стали ещё более ядовитыми, хлёсткими и бескомпромиссными («Поэт», «Дохлая собака», «Мажоры»), а прозвучавшая в прологе ключевая фраза «Иван Иванович умер!» стала — по словам Шевчука — «приговором тому дебилизму, который давил нашу страну семьдесят с лишним лет».
Месяцем позже Шевчук окончательно поселился в Питере, где весь следующий год присматривал музыкантов для новой инкарнации ДДТ. Её дебют состоялся 23 января 1987 на сцене Ленинградского Рок-клуба в программе мемориала легенд питерского рока, группы РОССИЯНЕ (которая по духу была, во-многом, близка к ДДТ) и был принят публикой с небывалым восторгом. В составе ДДТ на этом концерте играли: Шевчук, Сигачёв, Летов плюс питерские музыканты Андрей «Худой» Васильев (p.22.12.59 в Ленинграде), гитара, Вадим Курылёв (p.30.05.64 в Ленинграде), бас, гитара, вокал и Игорь Доценко (p.16.07.53 в Изяславе, Хмельницкой обл. Украины), барабаны. За исключением Доценко, который провел десять лет на профессиональной сцене и играл, в частности, с ВИА СИНЯЯ ПТИЦА, никто из них к тому времени серьезного музыкального опыта не имел.
В апреле к ним присоединился гитарист и скрипач Никита Зайцев (р.6.02.56 в Ленинграде), герой местной рок-сцены и ветеран САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, ещё одной легендарной питерской группы 70-х, БОЛЬШОГО ЖЕЛЕЗНОГО КОЛОКОЛА и московских ЦВЕТОВ.
В мае 1987 ДДТ играли на организованном Андреем Тропилло видео-фестивале «Рок-Нива-87» (запись этого концерта, под названием «Шушары», ещё ожидает выхода в серии Архив ДДТ), в июне показали свою программу на V Фестивале Ленинградского Рок-клуба, став — по многим оценкам — главным открытием этого музыкального марафона, а затем продолжили своё триумфальное шествие по сценам страны, выступая на Всесоюзных рок-фестивалях в подмосковной Черноголовке (июнь) и Подольске (сентябрь), где с ДДТ в последний раз на сцену вышел Сигачёв. (Позднее он собрал собственную группу НЕБО И ЗЕМЛЯ, с которой записал три альбома, после чего надолго покинул музыку.)
В том же Подольске состав ДДТ усилили клавишник ЗООПАРКА Андрей Муратов (22.05.63 в Ленинграде) и Александр Бровко (p.29.07.56 в Ленинграде), гармоника, мандолина, гитара, начинавший в середине 70-х в группе ОКЕАН, а позднее много выступавший на профессиональной сцене.
Летом 1988 ДДТ повторили успех на VI Фестивале Рок-клуба, прокатились с концертами по всей стране — от Архангельска до Одессы и от Прибалтики до Камчатки, а также записали альбом своих лучших песен «Я получил эту роль» (1989) на Лениградской Студии фирмы «Мелодия». Во время работы над альбомом в группу был приглашён знаменитый джазовый саксофонист-флейтист Михаил «Дядя Миша» Чернов (р.26.01.41 в Ленинграде), который играл всюду — от джаз-оркестров Лундстрема и Вайнштейна до АКВАРИУМА, ПОП-МЕХАНИКИ Сергея Курёхина и АЛИСЫ, а немного позже стал постоянным участником ДДТ. Этот альбом первым вышел на пластинке (причём, ДДТ оплатили не только его запись, но и издание пластинки, фактически, ничего не получив взамен) и за следующие несколько лет разошёлся небывалым даже для тех лет тиражом в два с лишним миллиона экземпляров!
В марте 1989 ДДТ выступили на рок-фестивале в Венгрии, летом следующего года побывали в США, дав концерт в лос-анджелесском театре Palladium, а чуть позже приняли участие в культурной программе выставки EXPO-90 в Осаке (Япония). Помимо этого, они выступали во Франции, Чехословакии и Польше. Впоследствии к этому списку добавились Великобритания и Израиль.
С наступлением 90-х в биографии ДДТ начался новый этап. Они значительно сократили число выступлений, практически прекратили гастролировать и сосредоточили все силы на студийной работе. Первой оригинальной записью питерского состава ДДТ стал альбом «Оттепель» (1991), который включал лишь часть из написанных Шевчуком с 1985 песен. Первая сторона пластинки была отдана ироничным рок-н-роллам («Пост-интеллигент», «Милиционер в Рок-клубе», «Мама, я любера люблю!»), вторая — философским размышлениям о мире и о себе («Мальчик-слепой», «Церковь», «Суббота»); она также включала заглавную «Оттепель», своего рода признание Шевчука в любви к Петербургу, ставшему для него новой родиной.
Записанный в мае 1991 на питерской «Мелодии» и московском «Видеофильме» «Пластун» включал вторую часть песен ДДТ питерского периода (впервые эта программа прозвучала осенью 1988 на первом стадионном концерте группы в СКК, который им организовал Юрий Белишкин — в 70-е устроитель подпольных сэйшенов, а позднее первый директор группы КИНО) и, во-многом, продолжил экспериментальную линию альбома «Время»: звучание опиралось на эпические арт-роковые аранжировки, объёмное звучание с включением симфонического оркестра, массированных клавишных и духовой секции, что, по ощущениям Шевчука, максимально отвечало текстовому содержанию альбома, рождённому впечатлениями Эпохи Перелома: достаточно вспомнить вошедшие в него песни «Предчувствие Гражданской войны», «Пластун», «Непобедимая победа» и т. д. К сожалению, в то время работа над альбомом застопорилась, и он увидел свет лишь в 1995.
Если первые пластинки ДДТ выпускали существовавшие тогда фирмы грамзаписи («Мелодия», «ЭРИО», «SNC»), то в первой половине 90-х группа пришла к идее сосредоточить контроль за изданием собственной музыки в своих руках. Ещё на рубеже 90-х ДДТ формализовали свое существование, зарегистрировав Театр ДДТ (который возглавил звукорежиссёр группы Евгений Мочулов, в прошлом — гитарист и барабанщик РОССИЯН), а ещё позже открыли DDT Records, под лейблом которой выходили все её последующие работы, начиная с альбома «Актриса Весна» (1992), ставшего, по мнению многих музыкальных экспертов, лучшей работой группы в 90-х.
Практически все номера с альбома моментально попали в радио-эфир, а две «осенних» песни ДДТ («В последнюю осень» и «Что такое осень») сделали имя группы знакомым даже тем, кого до этого никогда не привлекал русский рок. Несмотря на кажущуюся лёгкость и нехарактерную для ДДТ прозрачность звучания, он оказался невероятно цельной и внутренне органичной работой, представив ДДТ в своей лучшей форме: глубоко личные «Фома» и «У тебя есть сын» контрастировали с публицистичностью «Родины», барочные интонации «Дождя» органично соседствовали с дворовыми аккордами «Осени», а сложный метафорический ряд заглавной песни лишь подчёркивал поэтическую ясность «Фомы» или той же «Осени».
Поскольку в это время группу вынужденно покинул испытывавший серьёзные проблемы со здоровьем Зайцев, в ряды ДДТ был кооптирован ветеран уфимской pок-сцены Рустем Ризванов (который играл с ними на альбоме «Пеpифеpия»), однако, как и в первый раз, задержался ненадолго и вскоре после окончания записи вернулся в Уфу — помимо него, в участие в ней принимали Александр Беpенсон (труба), Игорь Тихомиpов (безладовый бас), известный московский кантрист Андрей Шепелев из группы ГРАССМЕЙСТЕР (гитара National Dobro) и перкуссионист Яков Солодкий, на следующие три года ставший постоянным участником ДДТ. В роли звукорежиссёра выступил Андрей Муратов.
Процесс печатания пластинки, интервью с боссами RGM, российско-германской компании, при содействии которой она была выпущена, и прочие подробности события были отсняты на видео Сергеем Морозовым для будущего фильма (так, кстати, и не вышедшего).
Концерты ДДТ в этот период стали событием штучным: группа предпочитала время от времени показывать тщательно продуманные, масштабные, связанные режиссурой и единым сюжетом концерты-спектакли: этот цикл открыл «Черный Пес — Петербург». Программа была поставлена в конце 1992, а изданный два года спустя концертный альбом включал как новые, так и ряд старых песен ДДТ. Для её сценического воплощения в ДДТ были приглашены популярный гитарист Александр Ляпин (экс -НУ ПОГОДИ!, АКВАРИУМ, ОПЫТЫ) — в конце 80-х он уже гастролировал с ними по СССР, выступая в сопровождении ритм-секции Курылёв-Доценко — и барабанщик Дмитрий Евдомаха (экс-ФОРВАРД, БЕЛЫЕ СТРЕЛЫ).
27 мая 1993, в день рождения Петербурга, ДДТ дали бесплатный концерт на Дворцовой площади, на котором присутствовало порядка 120.000 человек. Тем же летом они приняли участие в международном фестивале «Белые ночи Санкт-Петербурга» в Берлине (Tranenpalast), осенью была удостоена музыкальной премии «Овация» как Лучшая Рок-группа Года, а сам Юрий Шевчук был назван Лучшим Рок-певцом Года (хотя позднее сожалел, что согласился принять этот быстро дискредитировавший себя коррупцией музыкальный трофей).
Осенью 1993 за «Чёрным псом» последовали программа и альбом «Это всё», в который вошли такие будущие хиты как «Белая река», «Глазища», «Четыре окна», «Белая ночь» и титульная «Это всё». Планировавшийся поначалу как двойной, альбом позже был ужат до стандартного формата, а оставшиеся за его бортом песни («Правда на правду», «На небе вороны», «Гляди пешком») составили основу концертного альбома «Рождённый в СССР» (1997). В записи «Это всё» — впервые после эпического «Пластуна» — были задействованы музыканты-академисты — струнный квартет «Санкт-Петербург Моцартеум». Он в первый раз свёл ДДТ со звукорежиссёром питерской «Мелодии» Александром Докшиным, известным своим придирчивым отношением к качеству звучания, а в составе группы появился молодой блюзовый гитарист Артур Овсепян (р.), и — вторично — Сергей Рыженко (правда, на этот раз, как клавишник, сменивший покинувшего ДДТ ради звукорежиссуры, а позже эмигрировавшего в Германию Муратова). «Это всё» уже не выходил на пластинках — время винила ушло безвозвратно.
В январе 1995 Шевчук и Бровко с миротворческой миссией побывали в районе боевых действий в Чечне, дав около пятидесяти концертов для российских воинов — нередко, прямо на передовой, а в октябре 1996 ДДТ всем составом дали в центре Грозного концерт, на котором присутствовали представители обеих противоборствующих сторон — он состоялся в рамках очередного турне ДДТ, на этот раз, с программой «От и До» (1995—1996), которая была своего рода greatest hits группы, включавший материал за всю её пятнадцатилетнюю историю ДДТ — сам юбилей был отмечен 25 июня 1995 масштабным концертом на стадионе «Петровский» при участии как самих виновников торжества, так и многочисленных гостей (включая Муратова и Зайцева), а также ряда молодых групп, что подтолкнуло ДДТ к идее проведения собственного рок-фестиваля. За барабанами на сцене вместе с Доценко играл его ученик Дмитрий Горелов (позднее ЧУФЕЛЛА МАРЗУФЕЛЛА, НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ).
В августе того же года Шевчук впервые отправился в Штаты — по приглашению тогдашнего менеджера AEROSMITH Тима Коллинза. Результатом этой поездки стало неожиданное для ДДТ решение записать свой новый альбом за Океаном, в студии Long View Farm, на которой, по слухам, начинали сами AEROSMITH. К началу записи (февраль 1996) состав ДДТ снова претерпел значительные изменения: Рыженко вернулся в Москву и реорганизовал свою группу ФУТБОЛС, Овсепян решил начать соло-карьеру (полтора года спустя он объявился в составе группы БРАZИЛИЯ), Курылёв стал-таки лидер-гитаристом (пост, на который он претендовал, когда прослушивался в ДДТ!), бас-гитару взял в руки Игорь Тихомиров (p.17.04.61 в Ленинграде) из ДЖУНГЛЕЙ и КИНО, а на место клавишника — по рекомендации Доценко — был взят его коллега времён СИНЕЙ ПТИЦЫ Дмитрий «Песок» Галицкий.
Несмотря на любопытный материал, альбом, получивший программное название «Любовь», оказался не лучшей записью группы: сказались непривычные для любивших посидеть в студии ДДТ темпы работы (здесь им пришлось уложиться всего в месяц) и практически не репетировавший вместе новый состав: так, большую часть басовых партий, всё равно, пришлось записывать Курылёву. В апреле 1996 состоялась премьера клипа на песню «Любовь», который снял уже известный по работе с АКВАРИУМОМ и Сергеем Курёхиным кинорежиссёр Сергей Дебижев.
Во второй половине 90-х музыкальная сцена страны, не без потерь пережив внутренний разброд, экономический хаос и лобовую атаку коррумпированной попсы, начала мало-помалу оживать. ДДТ почувствовали это одними из первых и откликнулись на новую ситуацию, решив поддержать российский рок-н-ролл словом и делом, предоставив свою студию и лейбл, как молодым талантам, так и своим старым друзьям и коллегам, в числе которых были Рустем Асанбаев, Нияз Абдюшев, РАЗНЫЕ ЛЮДИ и т. д. Помимо того, DDT Records в 1995—1997 издал все ранние альбомы группы (которые собирал и бережно реставрировал хранитель звукового архива ДДТ Владимир Кузнецов), а также соло-работы музыкантов группы: «Булавка для бабочки» Вадима Курылева и «Дядя Миша In Rock» Михаила Чернова.
23 июня 1996 на стадионе «Петровский» Театр ДДТ организовал свой первый фестиваль, прошедший под девизом «Наполним небо добротой». Участие в нём приняли рок-звёзды (сами ДДТ, АЛИСА, АУКЦЫОН, АРКЕСТР АУ, СТРАННЫЕ ИГРЫ, НАСТЯ, Рикошет, ВА-БАНКЪ, ФРОНТ и TEQUILAJAZZZ), каждая из которых, по идее организаторов, представляла слушателям двух-трёх молодых или просто малоизвестных исполнителей, многие из которых (S. P. O. R. T., ПИЛОТ, СПЛИН, КОРОЛЬ И ШУТ, КС и т. д.) позже и сами добились шумного успеха.
Галицкий к этому времени ушёл (на фестивале ДДТ выступили без клавишных), и в июле 1996 его место занял Константин «Кот» Шумайлов (p.20.09.67 в Одессе), начинавший в группах КОШКИН ДОМ, СТИЛЬ и ТЕЛЕВИЗОР.
Первой записью этого состава стала песня «Мёртвый город. Рождество», клип на которую был показан по всем телеканалам страны, а сама она (вместе с двумя архивными номерами и концертной записью весны 1994) вошла в альбом «Рожденный в СССР» (1997).
Второй рок-фестиваль Театра ДДТ, на этот раз, названный «Песни конца ХХ века», прошёл во ДС «Юбилейный» 6—8 июня 1997 и строился по иной, нежели прежде раз схеме: выступления звёзд (ДДТ, АЛИСЫ, ЧАЙФА) завершали каждый из его дней, а всё остальное время было отдано на откуп молодым группам из России и стран ближнего (Украина, Белоруссия, Молдавия) и дальнего (Германия) зарубежья.
Почти весь 1997 Шевчук провёл в деревне, сочиняя новый материал. Первые наброски к следующему масштабному полотну были сделаны ещё летом 1997, но только в мае следующего года ДДТ представили вниманию публики программу «Мир Номер Ноль», в очередной раз удивив аудиторию неожиданным поворотом к индустриальному звучанию и активному включению современных компьютерных технологий. Игорь Тихомиров со сцены перебрался в студию и за пульт — на премьере программы на арене СКК в ДДТ дебютировал новый бас-гитарист Павел Борисов (р.20.03.56 в Краматорске Донецкой обл. Украины, хотя вырос в Питере), который стартовал в конце 70-х в популярной питерской группе ОРНАМЕНТ, а позднее добился известности в джазовых кругах. Той же весной ДДТ покинул Андрей Васильев, аргументируя своё решение тем, что не видит себя в новой программе группы. Он продолжал играть с ДДТ их старый материал (прежде всего, на регулярных гастролях), однако, большую часть времени посвящал собственному творчеству. Запись альбома «Мир Номер Ноль» завершилась в ноябре 1998. Второй питерский показ программы «Мир Номер Ноль» прошел во ДС «Юбилейный» 13 февраля 1999.
В мае 1999 ДДТ представили на суд слушателей новую программу под рабочим названием «Живой», и на протяжении следующих двух лет чередовала её с показами «Мира Номер Ноль». В октябре того же года они впервые показали обе программы во время своего первого серьёзного турне по Соединённым Штатам, которое охватывало шесть городов (Нью-Йорк, Вашингтон, Бостон, Чикаго, Лос-Анджелес, Сан-Франциско) и прошло с грандиозным успехом, что открыло дорогу за Океан и другим российским группам.
По возвращении домой группа выступила в ДК Ленсовета на благотворительной акции «Дома на горе», реабилитационного центра для наркоманов, созданном под Питером при поддержке американской организации «Анонимные Алкоголики» их местными последователями. Благотворительный характер имеют и многие другие акции Шевчука и ДДТ — они регулярно выступали на фестивалях Фонда Свободной Культуры (Пушкинская, 10), поддерживали нуждавшихся в их помощи коллег-музыкантах, выступали на мемориальных концертах и т. п.
15 декабря ДДТ завершили очередной концертный год, выступив на юбилейном концерте группы НЭП в ДК Ленсовета, а с весны 2000 вернулись к активным выступлениям по всей стране. В том же 2000 вышло сразу три новых альбома группы: свежий материал, в котором, кстати, дебютировал новый участник ДДТ, джазовый трубач Иван Васильев (р.22.08.74 в Ленинграде), составил альбом «Метель августа», изданный компанией Grand; та же фирма издала двойной альбом лучших песен ДДТ в серии «Энциклопедия Российского Рока», что было сделано с целью препятствовать появлению многочисленных пиратских компиляций; и, наконец, Real в том же году выпустила альбом «Просвистела», частично составленный из невошедших в другие альбомы песен группы.
В июне 2000 ДДТ дали большой концерт на центральной площади Кронштадта в день выпуска в местном кадетском корпусе (куда в то время поступил сын Шевчука Пётр); за ним последовала серия выступлений по стране, а осенью ДДТ начали готовить новую программу «20:00», посвящённую как вступлению человечества в Третье Тысячелетие, так и собственному двадцатилетию — оно было с размахом отмечено грандиозным концертом в питерском Ледовом Дворце 1 ноября 2000 с использованием всевозможных визуальных эффектов, а также при участии ряда гостей, включая балетную труппу Русского Национального Театра из Череповца, поставившую современный балет на музыку ДДТ. 20 мая 2001 этот балет был с успехом представлен в питерском БКЗ «Октябрьский» (во втором отделении выступили сами ДДТ).
В конце лета ДДТ пережили большую утрату: 24 августа от комы печени умер скрипач и гитарист Никита Зайцев, после небольшого перерыва в середине 90-х вернувшийся в группу перед программой «Мир Номер Ноль».
Помимо этого, 24 февраля 2001 года ДДТ выступили в питерском СКК (откуда осенью 1988 начинался их путь к всенародной известности) в программе «Три Дороги», участие в которой приняли также АЛИСА и Вячеслав Бутусов, а сам Шевчук в компании с Курылёвым и Шумайловым всю весну выступал с сольными концертами. Летом группа посетила Израиль, а 22 июня своеобразно отметила шестидесятилетие начала Великой Отечественной войны, дав концерт у стен Брестской крепости и включив в программу фрагмент Героической симфонии Шостаковича. В середине года Grand переиздала на пятнадцати компакт-дисках практически весь записанный ранее материал ДДТ — примечательно, что почти все альбомы вышли с добавлением редких, а то и уникальных бонус-треков из обширного архива группы.
В середине октября 2001 ДДТ приступили к репетициям новой программы и записи нового альбома с ориентировочным названием «Единочество», а для обкатки этого материала на публике совершили короткое турне по России, в рамках которого дали два аншлаговых концерта в московской «Горбушке». Питерская премьера «Единочества» состоялась 3 декабря в «Юбилейном» и собрала — по разным оценкам — от шести до семи тысяч зрителей.
5 декабря ДДТ отбыли в своё третье Американское Турне, которое охватило три города в Канаде и четыре в США.
В ноябре 2002 года увидел свет новый альбом группы ДДТ «Единочество. Часть 1». Юрий Шевчук вспоминает о процессе записи: «Это была наша самая долгая работа над пластинкой. 8 месяцев ежедневного труда, почти без выходных… Мы очень старались, чтобы этот альбом был непохож на старые, и не хотели клонировать старые песни, отойти от клише последнего времени…»Единочество«- это — книжка, а не набор песен, это какие-то монологи, может быть диалоги. В «Единочестве» достаточно сложный саунд — от шансона и живых гитарных аккордов до самого последнего веяния электроники. Странный альбом, вам надо его послушать — он очень поэтичен, такой размышленческий, есть какая-то доля крика, есть много шепота, он отличается от всех альбомов, которые были. Слушайте».
27 мая 2003 года, ровно через полгода после выхода первой части альбома «Единочество» группы «ДДТ», вышла долгожданную вторую часть. Запись альбома «Единочество. Часть 2.» проходила с января 2002 года в Санкт-Петербурге на студии «ДДТ». Юрий Шевчук сказал, что хотел бы посвятить вторую часть «Единочества» трехсотлетию любимого города — северной столицы, дабы все те, кто приедут в конце мая на брега Невы, смогли услышать новые песни «ДДТ» в том пространственном антураже, в котором они были написаны и записаны. Во время записи альбома группу покинул гитарист Вадим Курылев, на его место пришел Алексей Федичев.
В апреле 2005 года группа ДДТ представила в Москве свой новый альбом «Пропавший без вести». Пластинка, по словам авторов, «пронизанная духом патриотизма», была представлена прессе как «бескомпромиссный рок-альбом».
Помимо музыкальной деятельности, в разное время ДДТ снялись в документальных лентах «Я получил эту роль» (реж. М. Мельниченко, 1986), «Рок» (реж. А. Учитель, 1987), «Игра с неизвестным» (реж. П. Солдатенков, 1988), а сам Шевчук сыграл главную роль в художественной ленте Сергея Сельянова «Духов День» (1991). Помимо того, фильмография ДДТ включает большое количество видеоматериала, в разное время отснятого и профессионально изданного ещё под эгидой DDT Records.
Помимо работы в ДДТ, многие из его участников продолжают соло-карьеру — имеет в своём активе альбом Михаил Чернов, много работающий на джазовой сцене и со своей фьюжн-группой НОВЫЙ КАРФАГЕН. Костя Шумайлов в разное время сотрудничал с группами КОЛИБРИ, СТИЛЬ, УЛИЦЫ, TEQUILAJAZZZ и записывался с Олегом «Гонщиком» Гончаровым. Павел Борисов играет в трио Курылёва. Доценко регулярно выступает с блюз-бэндом Александра Ляпина. В середине 90-х на DDT Records вышел соло-альбом ветеранов группы
Нияза Абдюшева и
Рустема Асанбаева.