Вадим Байков

День рождения 18/03/1965

Увеличить
Вадим Байков. От первого лица.

Здравствуйте, дорогие друзья!
Прежде всего, спасибо, что сюда зашли.
Написание биографии само по себе носит анкетный, а значит официальный и скучный характер. Хотя для кого-то данные типа "родился", "женился" и т. д. могут быть вполне интересны. В любом случае, мне посоветовали не игнорировать такой существенный раздел на сайте, и чтобы избежать некой формальности, я решил написать свою биографию сам.
Начнем...
Байков Вадим Геннадиевич. Тут должен сразу сказать, что в моем паспорте отчество написано именно так - ГеннадИевич, то есть через букву "и", а не "ь".
На самом деле это не верно, что, впрочем, меня не сильно тяготит, но из чего можно сделать вывод: если в милиции хоть раз ошиблись, исправить это практически невозможно.
Я родился 18-го марта, в День Парижской коммуны. В этот же день космонавт А. Леонов впервые в мире вышел в открытый космос. Итак, 18-го марта 1965 года, город Волгоград. Я родился, здравствуйте!..
Папа - педагог музыкальной школы, мама - музыкальный руководитель в детском саду.
Они были очень красивыми и увлеченными людьми. Любили свою профессию, любили друг друга, но... Когда мне было пять лет, они расстались, и я вместе с мамой оказался в подмосковном городе Климовске, который считаю своей второй Родиной. Город, в котором я вырос, где у меня много друзей, которых ценю и уважаю до сих пор.
В семилетнем возрасте я поступил в Московское Государственное Хоровое училище, где состоялось мое знакомство с классической музыкой - Бах, Моцарт, Перголези...
Потрясающее впечатление на всю жизнь: Большой зал консерватории, мы поем Баха, в первом ряду сидит женщина и плачет.
Конечно, всеобщее увлечение рок-музыкой не могло пройти мимо меня, и, периодически, вместе со своими друзьями в Климовске, я создавал всевозможные группы, или, выражаясь официальным языком того времени, вокально-инструментальные ансамбли.
Первый концерт мы дали в однокомнатной квартире моего друга Сереги Дугина для трех девчонок, которые нам нравились. Я играл на самодельной бас-гитаре, включенной в магнитофон "Маяк", Серега - на простой акустической гитаре за 7 рублей. Барабанов не было вообще, поэтому несколько кастрюль были обтянуты скотчем (как тогда говорили, липкой лентой), и мой приятель Володя Аникольчук барабанил по этим кастрюлям с большим вдохновением.
Позже мы стали играть на танцах и школьных вечерах. Это увлечение оказалось настолько сильным, что стало сказываться на моей учебе в хоровом училище. Я стал хуже учиться, но не по музыкальным предметам. В общем, годам к 13-ти я попал в самый звездный состав тогдашнего Климовска - ВИА "Ритм". В городе это был самый популярный коллектив. Причем, все музыканты были намного старше меня. А клавишник Александр Зайцев, или, как тогда чаще говорили, органист (поскольку кроме органа «Вермона» тогда играть было не на чем, что было, кстати, очень неплохо), игравший до меня в этом коллективе, ушел на профессиональную работу: сначала в ВИА "Коробейники", а потом в супергруппу "Машина Времени". В моей жизни начались танцы и свадьбы, то есть первые заработки. Я наконец-то смог позволить купить себе американские джинсы, что я и сделал.
Позже в моей жизни появился еще один коллектив – ансамбль «Импульс», который называли в местной прессе гордостью сельской самодеятельности. Заработки стали увеличиваться, свадеб становилось больше, с учебой начались реальные проблемы.
Через некоторое время я оказался на постоянной работе в ресторане «Отдых» в городе Подольске и совмещать работу и учебу стало невозможно. Ресторан для меня, человека юного, стал настоящей школой жизни. Я познакомился там со многими интересными людьми, среди которых были представители мира не совсем легального. Они производили на меня колоссальное впечатление своей уверенностью, абсолютным духом свободы и рисковостью, которая не могла не нравиться мальчишке. Я играл для посетителей ресторана не только популярные песни, но и джазовые и классические произведения, что, как мне казалось, нравилось многим посетителям, в том числе и этим суровым ребятам.
Но, как я говорил выше, с учебой стало трудно. Дирекция узнала, что я играю «пищеварительную» музыку. Я ушел в академический отпуск, но назад уже не вернулся. Впрочем, в ресторане я тоже не задержался. Мое увлечение рок-музыкой (я очень любил Джона Лорда и переиграл все его соло) сменилось серьезным увлечением джазом. Я стал много заниматься и готовиться к поступлению во 2-ое Московское Областное Музыкальное училище на эстрадное отделение по классу фортепиано. Это было первое в России музыкальное учебное заведение, где изучали историю джазовых стилей и играли джазовые пьесы. Академические предметы мне давались очень легко. После моей учебы в «хоровушке», в новом учебном заведении на сольфеджио и гармонии мне было неинтересно, поскольку уровень теоретической подготовки здесь был намного слабее. Зато в составе оркестра нашего училища я в течение двух лет выступал на джазовых фестивалях, что было и остается для меня очень почетно. А еще в этом училище не возбранялось работать по специальности.
Моим первым профессиональным филармоническим коллективом стал «ВИА МАРИ» Йошкар-олинской филармонии. Огромное количество поездок по стране стало первой артистической практикой. Если учесть мою страсть к путешествиям, то я был абсолютно счастливым человеком. Тем более, что гастрольный дух во мне был заложен с детства еще в составе Хора мальчиков Московского Государственного Хорового училища, с которым мне удалось тоже поездить по стране.
Следующая эпопея – участие в группе «Август». Популярная питерская группа раскололась на две, и я попал в один из «августов». Много времени проводил в Питере,
ездил по стране, общался с музыкантами. Одной из запоминающихся поездок стала наша совместная гастроль с группой «Диалог». Свет, звук, лазерное шоу и, что было лично для меня очень интересным, крупная форма, которую исполняли музыканты «Диалога», -
все это вызывало большое уважение к команде Кима Брейтбурга.
Потом эпизодическая работа в одном из последних составов ансамбля «Лейся, песня».
Как-то я ухитрялся попадать в коллективы, которые через некоторое время заканчивали свое существование. В этом коллективе состоялась моя встреча с певицей Наташей Островой, которая, кстати, имела отношение к группе «Август», но не к той, в которой работал я.
Надо сказать, что к тому времени я был уже женатым человеком, у меня родилась дочь Таня. Подробно о личной жизни говорить не хочется, но в случае с Наташей сказать нужно, поскольку наш альянс стал не только личным, но и творческим. Мы уехали из города Кемерово, где базировалась «Лейся, песня», и начали думать о своем проекте.
Семейная жизнь пошатнулась. Около года я провел в Таллинне, где жила Наташа. Сочинил большое количество песен, они стали появляться на радио. Была попытка сделать группу под названием «Вариант», которая концертным коллективом так и не стала, а фонограммы на радио появлялись только под именем певицы.
Возвращение домой стало вехой в моей, как личной, так и творческой биографии.
Меня узнали в московской тусовке, стали предлагать работу в разных известных коллективах от «Синей птицы» до «Веселых ребят». Я выбрал коллектив Льва Лещенко.
Лев Валерьянович Лещенко. Человек редкого обаяния. Большой настоящий артист, давший мне первые профессиональные советы. У меня была возможность петь в концертах Льва, он представлял меня, как своего ученика, а сам уходил менять один свой шикарный костюм на другой. Школа потрясающая! Я пел 2-3 песни на лещенковской аудитории, которая очень требовательно относилась к вокальным данным, ну а к внешнему виду и говорить нечего. Многое стало получаться, меня стали принимать все лучше и лучше. Или мне так казалось? Надо спросить у Льва. Я почувствовал себя сольной единицей. Набирался опыта. Ну и по совместительству работал в студии Льва Валерьяновича, где мне было позволено делать песни не только для него, но и для себя.
Большую творческую и дружескую поддержку мне оказывал тогда музыкальный руководитель группы «Спектр» (так назывался аккомпанирующий состав Л. Лещенко),
композитор Игорь Дорохов. Он предложил мне записать несколько его песен. Песни получились симпатичные, но почему-то никуда не пошли. Вообще, в том, что меня пригласили работать солистом группы «Спектр», был еще один скрытый для меня момент. Лев хотел все больше ездить за границу, а брать весь большой коллектив было не просто. Они с Дороховым улетали вдвоем в америки и австралии, а мы, то есть группа «Спектр» и я, могли в это время работать в разных сборных концертах. То есть коллектив не простаивал. Если учесть, что у Лещенко был неплохой комплект аппаратуры, то продавать наш коллектив из-за ее наличия было довольно легко.
Но… началось кооперативное движение. Гастролеров было немного, и на фоне резко возрастающих доходов, поездки за границу стали не такими выгодными. В составе группы «Спектр» и под руководством народного артиста России Льва Лещенко я объездил огромное количество городов. Иногда меня брали в зарубежные поездки.
Одной из таких поездок стала поездка в Китай. Коллектив надо было ужимать. Брать всех возможности не было, тут я и пригодился. Я играл на клавишных, на гитаре, да еще и пел свои песни, давая возможность мэтру переодеться и отдохнуть. Поездка была феерическая! Очень интересная и познавательная. Я выучил песню на китайском языке и пел ее с колоссальным успехом. Это была популярнейшая в Китае песня «Китайского милиционера». В общем, меня принимали, как «Pink Floyd». Я задумался о сольной карьере.
1991 год. Уход из коллектива Лещенко. Желание сделать что-нибудь свое. Пора полного безденежья. Начал много сочинять. Что-то удавалось записать. В это время написал цикл песен для вымышленного персонажа, которого назвал Сеня Водкин. Кабацкие песни в исполнении моего друга Жени Педченко под псевдонимом Сеня Водкин очень неплохо разошлись по стране. Магнитоальбомы продавались по всему Союзу. В это же время я стал пытаться проникнуть на телевидение. Появлялся в разных не очень внятных программах с не очень точным пониманием, что я там делаю. Просто очень хотелось быть на ТВ. Мне даже удалось произвести целую программу на Российском телеканале под названием «Хотите, верьте…», где я снялся сам и презентовал снятый малым бюджетом клип Сени Водкина «Наливай, дружище». Программа получилась не очень.… К тому же, спонсоры остались недовольны тем, что щиты с названием их фирм висели криво и не доплатили оставшиеся деньги за производство передачи. В итоге - конфликт со съемочной группой и отсутствие всяких продюсерских перспектив на канале.
В это же время я набрал материал на выпуск сольного альбома, заглавной песней которого стала «Русская Рулетка». Тут нужно отметить участие в моей бестолковой жизни моей родной тети – Татьяны Микалсен, которая уже много лет жила в Швеции, будучи замужем за крупным бизнесменом. Я думаю, знающим людям расшифровывать не нужно – появились деньги! Мы подружились с программой «50х50», которая тогда была суперпопулярна. Сняли в рамках этой программы клип на песню «Русская Рулетка» и понеслось, поехало… Съемки, гастроли, пресса, первые признаки популярности.
Шел 1993 год. На телевидении под мощным продюсерством руководителя «50х50» Анжелы Хачатурьян у меня загорелся зеленый свет. Вышел альбом. И все обещало быть безоблачным. Но что-то где-то не дотянули, с кем-то не так поговорили, кто-то нас в чем-то подставил, разошлись с «Полтинником», а тут еще и шведские вливания закончились.
Кстати сказать, они были очень скромными, но в тусовке многие считали, что моя тетя купила все. Мне попадались на глаза высказывания в прессе некоторых наших артистов о том, что вот есть некий певец, называть его не будем, но его тетушка потратила на него более 300 тысяч долларов, и нам бы такие средства, мы бы… и т. д.
Должен сказать, что к своей известности и к тому, что вокруг этого тогда происходило, я относился с большой долей самоиронии. По принципу «не прошло – не надо». Хотя, конечно быть популярным артистом начинало нравиться. Но нужно было брать паузу и придумывать что-то новое.
Следующим этапом моей творческой биографии стала пластинка «Арифметика любви».
Какое-то время у меня ничего не получалось, но все-таки в моей жизни появились люди, неплохо ко мне относящиеся, поддержавшие меня в трудную минуту и словом и делом.
Одним из таких людей оказался Евгений Серафимович Ловчев, наш прославленный футболист, главный тренер команды эстрадных звезд «Фортуна». Дух честной открытой спортивной борьбы, который проповедовал Серафимыч, был мне ближе, чем общее настроение, царящее в шоу-бизнесе. Конечно, в команде не все меня приняли с распростертыми объятьями, но в целом я встретил ряд единомышленников. Среди них Виталий Бондарчук, который впоследствии стал моим директором, Слава Малежик и капитан команды Юра Лоза. В студии Лозы я и записал свой альбом «Арифметика любви». Все 4 месяца со мной в студии трудился мой друг звукорежиссер и аранжировщик Светик Куликов, за что ему огромное спасибо. Нам удалось пригласить на запись хороших музыкантов: Петровича, Батыра Шукенова, Колю Кильдеева, Игоря Балашова, (который, кстати, одно время уговаривал меня принять участие в создании группы для Валеры Сюткина), и многие другие замечательные музыканты.
Дальше уж не помню, чьими стараниями, но мой альбом попал к Игорю Крутому.
Он меня вызвал на разговор и предложил сотрудничество. Я, естественно, был счастлив.
Но в планах Игоря что-то поменялось, и он, обещая курировать мое продвижение на рынке, персонально мной заниматься не стал, а познакомил меня с человеком, с которым мы впоследствии испытали много всякого…
Звали его Валера Белоцерковский. Он только что появился в Москве и очень хотел применить себя в шоу-бизнесе. Материальную составляющую нашего проекта он гарантировал. Долго живя на севере, Валера знал многих нефтяных генералов, и ему удавалось договариваться с ними о спонсорстве. Так начался длительный период наших взаимоотношений. Фирма «Арс» под руководством Крутого обещала всяческую поддержку. Начался новый этап в бесконечной гонке за популярностью. Появились клипы «У меня нет жены», «Горят мосты». К выпуску моего альбома подключилась компания «Монолит». И опять концерты, съемки, гастроли… Песня про отсутствие жены у музыканта стала очень популярной. Появился устойчивый образ разведенного молодого мужчины, которого на произвол судьбы вместе с дочерью бросила стерва-жена. Зрители меня жалели, предлагали помощь. Многие девушки и женщины готовы были стать моими женами. В общем, шоу-бизнес… Мы вместе с Валериком трудились непокладая рук. Что-то нам нравилось, что-то – нет, что-то у нас получалось, где-то мы делали ошибки. Весь этот опыт в дальнейшем мы перенесли на создание новой артистки, имя которой по-настоящему популярно и любимо. Конечно, это Алсу.
Но в 1996 году мы не думали об этом. У нас тогда был один артист – Вадим Байков.
Впрочем, сейчас, анализируя все, что со мной происходило, я склонен думать, что Белоцерковскому тогда хотелось чего-то другого, нового. Но я был ему нужен, как полигон для экспериментов, ему нужно было войти в тусовку, знакомиться с людьми.
Это у него неплохо получалось.
В этом же году Игорь Крутой предложил мне записать альбом из его песен. В модной тогда студии «Салам» в городе Тверь мы записали 12 треков. Я себя чувствовал не очень привычно, потому что за меня все сочиняли, аранжировали, а я имел возможность думать только о вокале. Надо сказать, мне это понравилось, хотя я не удержался и сыграл на альбоме на клавишах и подтекстовал одну из мелодий Крутого. Так появились песни «Золотая рыбка», «На Ордынке» и клипы на эти песни. Весной 1997 года вышел альбом «Царица моих сновидений», а я выступил на традиционных вечерах Игоря Крутого в концертном зале «Россия».
На одном из вечеров я разговорился с Мишей Шуфутинским. Он предложил поехать в Лос-Анджелес к его друзьям и записать там несколько песен. Сказано – сделано. В июне 1997 года мы вылетели в Лос-Анджелес. Взяли с собой звукорежиссера Валеру Демьянова, который к тому времени ушел из тверской студии.
В общей сложности мы пробыли в Лос-Анджелесе чуть меньше трех месяцев и записали всего три песни: «Незаконная жена», «Ты – мой лучший друг» и «Воскресный папа».
Получилась трилогия, в которой со мной вместе спела моя дочь Таня.
В Америке мне больше всего хотелось поработать с американскими музыкантами. Нам удалось это сделать. На бас-гитаре в моих песнях сыграл Марко Мендоса из группы «Whitesnake», его партнер по клубной группе барабанщик Джоуи Эредиа, потрясающий гитарист Росс Болтон и не менее потрясающий перкуссионист Крис Трухильо из группы «Toto».
В Москве меня ждали существенные перемены. Прилетев домой, я узнал, что Крутой вычеркнул меня из списка участников своих вечеров, пожелал мне «перспектив», не объясняя причину. После подсчета затрат на поездку в Америку у меня началась напряженка с Белоцерковским. Мы с ним разошлись в понимании вопроса «кто, за
что и в каком количестве должен платить». Сейчас я думаю, что эти события – звенья одной цепи, ну да ладно…
Тем не менее, мы с Валерой приступили к съемкам двух клипов с режиссером Тиграном Кеосаяном. Я хотел сделать трехсерийную видеоэпопею по трем песням, но Тигран никак не мог уложить в эту канву песню «Незаконная жена», в итоге, сериал получился из двух клипов – «Воскресный папа» и «Ты – мой лучший друг».
В октябре умерла мама…
Все мои неурядицы с Крутым, довольно серьезный конфликт с Белоцерковским и другие вопросы, касающиеся моей работы, перестали меня волновать. Валера, с которым мы не виделись и не созванивались около месяца, приехал на похороны…
Но…жизнь продолжается.…Видя мое состояние, Белоцерковский в феврале 1998 года снова отправил меня в Лос-Анджелес. Я пробыл там месяц, записал несколько песен и, что самое главное, немного пришел в себя.
Далее, съемки клипа «Незаконная жена» с Сашей Файфманом, ряд выступлений…
29-го августа 1998 года в моей жизни произошло потрясающее событие – родился сын Ваня. Кризис, всколыхнувший всю страну, для меня прошел относительно незаметно, поскольку я был абсолютно счастлив из-за рождения Ванюши.
В этот период в нашей жизни начала появляться Алсу. Белоцерковский все свое время стал посвящать ей, я при каждой возможности старался уезжать на гастроли, которые мне делал появившийся в нашей команде Сан Саныч Солдаткин. Сейчас Сан Саныч говорит, что никогда не был моим директором, намекая, что, мол, работал только с суперзвездами, но это не совсем так. Мы с ним проехали по многим городам, а когда наступило примирение с Крутым, то вместе съездили в Атлантик-сити, где я выступил в концерте Игоря.
В конце 1999 года, вернувшись из Америки, я возглавил аккомпанирующий состав новой звезды – Алсу. Удалось подобрать неплохой коллектив, классные музыканты, хорошие ребята. С этого момента началась моя новая жизнь.
Успех Алсу превзошел все ожидания, и мы всей командой погрузились в новую увлекательную работу.
2000-ый год – второе место на Евровидении, супертур по Волге и многое другое. Впрочем, эти события известны всем и отдельно рассказывать об этом, наверное, нет особого смысла. Скажу только, что мы находились в ощущении постоянного творческого праздника, ожидании международных перспектив певицы и очень любили то, что делали.
В конце 2001-го года после триумфальных концертов по России, странам СНГ, а так же Болгарии и Румынии, Белоцерковский нас покинул. Не берусь обсуждать причину его ухода, он взрослый мальчик, знал, что делал. Коллектив возглавил Саша Шевченко.
Вместе с ним мы провели нашумевшую «Трилогию» Алсу в Москве. Считаю это очень заметным событием в истории нашей популярной музыки. Концертный зал «Россия» - концертный зал имени П. И. Чайковского – Спортивный комплекс «Олимпийский».
Об этом тоже все знают.
В это же время мы с моей дочерью Таней закончили запись ее сольного альбома "Папина дочка", первые песни которого начали писать еще в Лос-Анджелесе. Но основной работой, конечно же, было руководство коллективом Алсу.
А Алсу всегда хотелось, да и сейчас хочется, стать звездой на западе, поэтому большую часть своего времени она проводит в Лондоне, Нью-Йорке и других не наших городах.
В этой связи концертную деятельность мы вынуждены были свести к минимуму. После «Трилогии» певица перестала надолго появляться в России и занялась своей международной карьерой.
Весной 2004 года объявил о своем уходе Саша Шевченко. Алсу приехала ко мне домой с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Будучи в течение всего этого времени музыкальным руководителем группы, я остался единственным руководителем, работающим с Алсу с самого начала. Шевченко возвратиться отказался наотрез, я решил взвалить на себя менеджерско-продюсерскую деятельность. В это же время коллектив покинули оба гитариста и барабанщик, так что наследство мне досталось не завидное. Певица за границей, группа развалилась. Что хочешь, то и делай. Все лето я провел в кастинге, выбирая музыкантов. Мне это удалось.
Весь 2004-ый и начавшийся 2005-ый год пройдут под знаком английского менеджмента Алсу. У нашей стороны практически нет сроков на выступления, запись новых песен, съемки новых клипов. Так что всех поклонников Алсу прошу отнестись с пониманием к этому вопросу. Поверьте, мы делаем все, что можем в рамках отведенного нам времени.
И еще немного о себе: 2 ноября 2004-го года у меня родились девочки-близнецы – Маша и Аня, чему я несказанно рад. Теперь у меня четверо детей: Таня, Ваня, Аня и Маня.

На сегодняшний момент это все, о чем я хотел рассказать, но, возможно, будут какие-либо дополнения. Может быть, я что-то забыл, о чем-то не упомянул умышленно, вы уж простите…
  Песни
  • Облака